?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Вокруг Пайера. Часть 3. Пеший поход по Полярному Уралу.
Михаил Овчинников
o_mihalis
Karta 3

Это последняя часть нашего путешествия в которой наступит действительно самый страшный день в нашей жизни. Про восхождение на высочайшую вершину Полярного Урала хотелось бы сказать вкратце: взошли, было трудно, но очень красиво; и не рассказывать какие мы идиоты и как мы чуть не погибли. Однако, я считаю, что умалчивать подробности о своих глупостях - это грех.

Предыстория: 1-ая часть, 2-ая часть.

27 августа 2012 года

Встали в 4 утра. Позавтракали и в 5:20 с рассветом вышли налегке на восхождение. У нас мой кофр с фотиком и рюкзак Баск Лайт с обедом, который мы оставим у подножья, спутниковым телефоном и тёплой одеждой.

Ущелье представляет собой цепочку красивенных озёр, соединённых рекой Лекхойла. Местами она медленно течёт между плоских камней, по которым можно долго идти, вид похож на японский сад камней.

IMG_1661

Оставили обед у предпоследнего озера с чёрной водой. Чёрной она казалась потому, что на скалы правого берега светило солнце, а на воду нет. И скалы очень красиво отражались в неподвижной глади воды.

IMG_1677_1

IMG_1684_1

Далее следовал подъём к последнему кару с озером, в котором плавали айсберги и к которому спускались огромные снежники. Александров писал про глыбы льда, и может быть, это те же самые, не растаявшие с 89-ого года? Лёд и снег отражают свет, и вода кажется голубой. Удивительное озеро, другой мир.

IMG_1690_1

IMG_1699_1
ЮВ склон Пайера

IMG_1707_1

IMG_1708_1

Мы поднялись по гигантскому курумнику на седловину, разделявшую долины Лекхойлы и ручья Хороташор. Сюда мы планировали подняться с рюкзаками 6 дней назад. Камни реально огромные, хотя издалека кажутся мелкой сыпухой. Я задержался, фотографируя, а Лёха вырвался вперёд и казалось, что он уменьшился.

IMG_1712
Справа долина Лекхойлы, слева ручья Хороташор

IMG_1723_1

IMG_1725_1
По этой долине мы шли сегодня

IMG_1729_1
У этих озер нас замело снегом на 6-ой день.

IMG_1730_1

IMG_1735_1

IMG_1736_1

IMG_1737_1

IMG_1738_1

IMG_1741_1

IMG_1743_1

Склон Пайера довольно скоро превратился в острый гребень, по которому лезть откровенно страшно. Александров уделил гребню несколько строк, и они получились достаточно романтичными. Когда мы дошли до острых плит, обрывающихся в бездну, от романтики не осталось и следа. Один за одним вставали перед нами мегалитические строения, перелезать через которые приходилось с колотящимся сердцем. От адреналина не чувствовалась усталость. Александров пишет, что вершина долго не появлялась. У нас она не появлялась вечность! Несмотря на то, что я и Саша знали высоту (я по gps, он по высотомеру на часах) и что до вершины ещё добрых 200 метров, сто раз казалось, что ну вот всё, должна быть вершина.

IMG_1744_1

IMG_1747_1

IMG_1750_1

IMG_1754_1

IMG_1759_1

IMG_1772_1

В какой-то момент хотелось плюнуть на вершину и убежать домой. Успокаивать себя приходилось тем, что уже было очень страшно и что страшней уже не будет. Но потом было еще страшней! А ведь мы хотели сюда залезть с рюкзаками! Никто из форумчан Скитальца  не написал, что это аццкое скалолазание! Мы диву давались на Александрова, ведь он добежал по долине, сбегал на гору и вернулся в лагерь за 8 часов, а мы только залезли почти за 9!

IMG_1792_1

Вершина - большое ровное плато со снегом и камнями. Сняли записку от 12 августа, оставили свою. Ветра почти нет, облака высоко. Я отснял момент водружения флага Оливье и немного панорам, и пора было возвращаться.

IMG_1787_1

zapiska payer
12 августа 2012 г. 13:10  группа туристов СДЮТиЭ г. Истра (Московская обл) в составе 9 человек сняла записку группы из 3 человек (Андреев АС 68лет, Бяншев ЮС 62 года, Дымов ИН 69лет) г. Стерлитамак (Башкирия) от 7 августа 12 года. Над вершиной облоко, видимость 60 м. Ветер слабый переменный. Желаем удачного спуска.

IMG_1917_1

IMG_2050_1

IMG_2085_1

IMG_2120_1
Вид на озеро Кечпельто

IMG_2122_1
Вид на отроги, которые только кажуться очень ровными.

IMG_2124_1
Вид на реку Хорота

IMG_2133_1

IMG_2129_1
Первое озеро в долине Лекхойлы.

IMG_2130_1

IMG_1779_1
Долина Хороташора

IMG_2171
Вид на Восток


IMG_2175
Вид на Запад

IMG_2178
Хороташор и Лекхойла.

IMG_2197

IMG_2245
Вид на ЮГ

IMG_2215
Эта фотография могла бы быть последней в моей жизни. Далее несколько часов мне было не до фотографирования.

Антон предложил спускаться не по гребню, а диагоналями по стенке, типа так получится более полого. И действительно, первое время было достаточно удобно, но потом начался сущий ад. И логично, ведь это стенка кара! Нам попадались труднопроходимые спуски, ручьи и осыпки. Я мысленно благодарил жену за то, что она сводила меня на пару занятий по скалолазанию. Я вспомнил каждое слово инструктора.

В итоге я шёл последним и всех потерял. Потом увидел Лёху. Он сказал, чтоб я сюда не шёл, т.к. тут очень скользко и обрывы. Я прошёл снизу, посвистел Лёхе, и он смог спуститься ко мне. Потом мы доползли до снежника и увидели следы съехавшего человека или двух, а так же Тоху с Сашей внизу. Мы показали Тохе дайверскими знаками: можно ли тут спуститься? Он сказал "можно". Я сказал, что как-то страшновато. Он ответил, что страшновато, но нормально. Правда, у него своя версия диалога, и он не думал, что мы такие идиоты и спрашиваем его о спуске. Ещё мы увидели на середине склона Сашину палку и решили, что круто будет палку-то подобрать. Я стартовал первым. Сел на попу, проверил, как оттормаживается пятками - вроде ничего. Взял в руки острые камни и ими впился в плотный снег. Держусь. Ладно, поеду аккуратно. Спереди рюкзак, сбоку фотосумка. Почти сразу потерял управление, пролетел мимо сашиной палки. От пяток летел в лицо нереальный поток снежных брызг, закрывая обзор. Навигатор зафиксировал 24 км/час, или 7 метров в секунду.

В конце спуска снег превратился в лёд, тормозить перестало получаться совсем и стало очевидным, что тёплая встреча с камнями неизбежна. Я отпустил камни, которыми пытался тормозить, и защитил руками лицо. Ноги врезались в камни. Согнутые слегка в коленях, они снизили скорость, тем не менее меня оторвало ото льда, и дальше я полетел рыбкой в камни. Каким-то чудом мне удалось сделать кувырок (с рюкзаком на груди), смягчив тем самым удар. Во время кувырка было ощущение, что правое плечо вывернулось наизнанку и ввернулось обратно (именно правое, хотя болело потом больше левое). Было оооочень страшно, но совсем не больно. Я осознал, что я жив и могу видеть, и я благодарил Бога за это. Потом пошевелил плечом, и оно оказалось в порядке. Я был искренне счастлив. На ладонях на перчатках я увидел просачивающуюся кровь и подумал, что ладони разбиты всмятку (но это оказалась лишь железная пыль со снежника). Я попытался пошевелить ногами, и вначале это не удалось. Я не очень расстроился, но ноги вдруг ответили и ожили. Это казалось мне даже слишком щедрым подарком. Я встал, показал вниз Ок, посмотрел наверх и, не увидев там Лёхи, решил, что он уж точно теперь не поедет и пойдёт в обход,  надел рюкзак и быстро пошёл вниз к ребятам, пока, как я думал, нахожусь под шоком и могу идти. Потом я подумал, сколько же Лёхе обходить, и посмотрел назад на гору. Снежник покрывал всю стену почти до гребня. Вдруг я увидел Лёху на снежнике, зависшего чуть ниже края. Я замахал и закричал, чтоб он вернулся, но он не слышал и вряд ли  мог уже подняться обратно.

Он сползал рывками, останавливая себя палками, но на середине снег уплотнился, и он не смог воткнуть палку и начал набирать скорость. Он ехал на животе и не имел возможности сгруппироваться. Я бросился ловить его, но не успел, да и толку от меня было бы мало. Лёха врезался ногами в камни достаточно мягко, без кувырков, поцарапавшись лишь в локтях и коленях и разодрав слегка одежду. Удивляясь, как мы не разбились, мы спустились к парням. Оказалось, Антон не съезжал, а обошёл по краю снежника, что было тоже сильно стрёмно. Саша же съехал на подпопнике, оттормозился ногами об валун, который отлетел на 5 метров, и отделался только потерей палки (вообще-то он потерял обе палки во время спуска, но одна съехала к нему).

IMG_2248

Это мои первые фотографии после спуска

IMG_2251

Мы шли и обсуждали эту историю, надеясь, что она послужит нам хорошим уроком.

Мы оказались у верхнего озера со стороны кара и обошли его справа. У второго озера пообедали и попытались выйти на связь. Солнечная батарея не работала. Мы подумали, что не хватает света, ведь было уже 8 вечера. Управившись с обедом, отправились в лагерь. По темноте идти неудобно. По навигатору я выводил напрямую к палатке. Шёл и думал, как бы мы её искали с компасом и картой?

Дошли к часу ночи. Лёха обработал все наши раны, Тоха сделал ужин.

P.S. Пока шли, один раз повеяло холодным ветром с запахом, как показалось, животных. Наутро увидели у дальнего холма стадо оленей.

IMG_2252_1

28 августа.

Встали поздно, вышли ещё позже. Хотели подойти к оленям, но они уже ушли в другую сторону. Нам попадалось много следов деятельности геологов: целые базы с туалетами М и Ж. У солнечной батареи оборвался провод. Лёха нашёл место разрыва, мы вскрыли и, удерживая провода, смогли позвонить Зое и сообщить, что всё в порядке. Перейдя Малую Харматалоу, встали в укромном месте, и только поставили палатку, ливанул дождь. Его не было 5 дней, и кончился он быстро.

IMG_2253_1
IMG_2256

29 августа.

Пошли дальше. Я постоянно смотрю по навигатору расстояния и обнаруживаю, что до станции Полярный Урал 43 км по прямой, а до Харпа  - 45. Ещё я вспомнил, что 30-ого из Харпа должен был идти вездеход на Пятиречье. Саша сказал, что хорошо бы нам было прыгнуть на этот вездеход, и тогда он бы успел 31-ого на самолет из Салехарда и 1 сентября смог бы отвести дочку в 1-ый клас. Мы связались с Зоей и попросили узнать насчёт завтрашнего вездехода, а сами, подумав, пошли в сторону Харпа, т.к. он по любому удобней ПУ: есть такси в Лабытнанги, можно словить попутный вездеход, идти по дороге и без перевалов.

Только мы вышли на дорогу и перешли опять Малую Харматалоу, встретили вездеход. Ребята забрасывались на Лахорту, чтоб сплавиться в Обь. Они угостили нас можжевеловкой и свежим хлебом. Один из них подарил своё стихотворение про Манарагу. Вездеходчик сказал, что обратно поедет завтра, и если мы ещё не доберемся, подхватит нас. Сказал, что по дороге ещё 50 км.

Мы прошли ещё около 15 км и всего 28 за сегодня. Дорога шла порой по реке, например, Малой Харматалоу. Течение не сильное, вода выше колена. Под можжевеловкой идётся легко и весело. Потом дорога спустилась в болото, и мы шли в грязи по колено, но под грязью чувствовали камни. Так мы наконец-то испачкались. В реке Большая Харматалоу помыли штаны, но потом опять испачкались. На ночлег встали на берегу Степ-рузи. Опять помыли штаны и ботинки, в которые набилась грязь. Солнечная батарея опять не работает. Завтра подъём в 5:30.



IMG_2269
IMG_2273
IMG_2278
IMG_2283
IMG_2284
IMG_2298
IMG_2301
IMG_2358

30 августа.

Встал в 5 и пошёл собирать чернику для овсяной каши. Было темно, и я с трудом нашёл одну ягодку. Взял фонарик, и дело пошло веселей. В 5:30 все быстро встали, но вышли всё равно в 7:30, что всё ж неплохо.

IMG_2368

По вездеходке идти порой не очень легко, но быстро. На обеде нашли второй оборвавшийся провод и смогли позвонить Зое. Она сказала, что вездеход на сегодня отменился, но нас смогут забрать за 25000 рублей. Но мы были уже в 25 км от Харпа и решили дойти сами.

IMG_2367

Начали натираться новые мозоли. Реки стали менее бурными, глубокими, выше колена. Дорога грязная, вездеходы распахали её порой шириной в МКАД. Очень красива река Енга-ю. Она течёт в скалистом ущелье, которое к броду выполаживается.

IMG_2373

У брода табличка, что мы вышли из Уральского Полярного биозаказника и входить туда было нельзя. На берегу пара отремонтированных балков с пластиковыми окнами, мангалом, дровами и т.п.

IMG_2372

IMG_2379

IMG_2381_1

В один момент мы поднялись на холм, с которого увидели посёлок. По прямой значилось 15 км, но Саша поймал сотовую сеть, и мы позвонили в такси. Оказалось, что они не могут переезжать через Собь. Договорились созвониться, когда подойдём к мосту.

У ручья Кердоманшор мы услышали шум машин и увидели автомобильный мост через ручей. Я ещё раз позвонил в такси, и мне сказали, что это дорога к месторождению, к Мордору, которое мы видели во 2-ой день.  По этой грейдерной дороге ездят КрАЗы, и гражданских через мост не пускают. Пошли по ней.

IMG_2384
Ручей Кердоманшор

Водители проезжавших навстречу КрАЗов машут приветственно руками, бибикают нам радостно. Один даже выпустил руль от счастья, съехал с наезженной колеи и окатил нас брызгами грязи. У меня левая нога натёрлась так, что опухла и болела, каждый шаг давался с трудом. Дорога привела к какому-то мрачному заводу и через пару поворотов вывела к реке Собь. Мост перегорожен шлагбаумом, но кажется, что тут пропустят любого за недорого. Саша сказал, что в ЯНАО машинам нельзя выезжать в тундру без разрешения, но водитель такси, он же хозяин, Игорь сказал, что за этим никто не следит и все смело едут вброд через реку.

Такси приехало через 5 минут. Только мы успели сложить палки. За сегодня прошли 43 километра и всего 288, не считая пары раз, когда у меня выключался навигатор. Нас вёз сам хозяин такси на джипе. Мы заехали на вокзал, потом в кафе. Касса была закрыта, и билеты купить не удалось. Зато удалось договориться о ночёвке в вагоне за 400 руб. с человека. В прошлом году было 300, но и поезд в этот раз круче: мы попали на "Полярную стрелу".

В кафе мы съели по 2 порции жареной картошки с котлетами и шашлыком и много-много хлеба.

Утром Саша отправился в Салехард в аэропорт и благополучно улетел в Новый Уренгой, мы купили билеты в тот же вагон и поехали в Москву. Удивительно, что в поезде почти не было туристов, зато битком вахтенных рабочих. Они рассказывали нам баечки и удивлялись, какой нормальный человек поедет отдыхать на Полярный Урал. Мы проезжали по долине Соби, станцию Полярный Урал, с которой стартовали 2 недели назад. Видели рыбаков на реке Кожим, куда я мечтал дойти. Полярный Урал прощался с нами хорошей погодой и звал вернуться опять.

В итоге мы прошли расстояние, которое я планировал в самом начале разработки маршрута (это Транс-Урал по прямой) за то время, которое я и отводил. Грубо говоря, 150 км в неделю по Уральским горам проходить вполне реально не сильно напрягаясь. Мы удостоверились, что такие путешествия можно делать достаточно комфортными. Тоха потерял за путешествие 5 кг веса и 5% жира, но восстановился за неделю, Лёха потерял 1кг и 1% жира, мой вес не изменился, Сашин неизвестно. То, что мы не голодали и не сильно уставали, говорит о том, что еду мы продумали достаточно грамотно,  даже с запасом (читайте подробно в техническом отчёте). Мы хорошо сработались в походе, однако я не могу сказать, что мы стали больше общаться после него: с Лёхой и Тохой мы и так общались плотно (по дайверским делам да и просто живем рядом), а с Сашей только созвонились, как кто добрался, и всё. Он даже фотки от меня не требует (вероятно, потому, что он в соц. сетях не зарегистрирован и потому что он сильно занят работой и семьёй). Лёха сказал, что его очень зацепили горы, что даже смотря фильмы про альпинистов, он начал неожиданно бурно переживать героям. У меня не проходит и дня без мысли о Транс-Урале. Думаю о маршруте, о снаряжении, о подготовке.

Ещё до маршрута Зоя брала у нас интервью и спрашивала: "Правда ли, что путешествия -как наркотик, один раз попробуешь и не сможешь остановиться?" Сейчас мне кажется, что действительно, похоже. Я страдаю без путешествий, думаю о новой  «дозе», трачу свободные деньги и время. Различие в том, что наркотики разрушают личность, а путешествия её обогащают.



  • 1
Хорошее путешествие. Затягивает. Я бы хотел сделать нечто подобное, только к Полярному Уралу, а тем более к определённому маршруту не привязан. Скажем, то, что я видел на фотографиях из Гренландии, превосходит ПУ по всем или почти по всем параметрам. Там - просто сказка какая-то! ПУ же привлекает, кроме своей дикости, ещё и чисто спортивным интересом: пройти достаточно длительный маршрут без троп.

Спасибо! Есть много мест, которые гораздо круче ПУ. У ПУ несколько преимуществ - близко к Москве (не говоря уже об окрестных городах), простая заброска, мало народа. Полярность компенсирует низкие высоты, добавляет суровости. В то же время достаточно безопасный регион - вокруг МЧС, нефтяники и пр. Спас работы организовать гораздо проще, чем в Гренландии, на Камчатке или Земле Франца Иосифа. В целом ПУ это как тренажер для отчаянных путешественников.

У меня ещё какой-то личный азарт есть к вашему Трансуралу: пройти его со снарягой меньше и легче вашей в половину или типа того :) По километражу я для себя вывод уже сделал: 25 км в день, думаю, осилить можно. Как ни странно темп по бездорожью получается примерно такой же, как и по тропам (не очень сильно напрягаясь). И снаряги реально можно взять куда меньше, чем это себе представляют даже опытные товарищи с того же Скитальца.

Я планирую следующий заход в августе 2014-ого. хочу пройти обратным путем: от Кожима до Соби, что бы знакомый участок оставить на последок. Хочу ве спланировать и подготовится гораздо чщательней, чем в этот раз. Приглашаю к сотрудничеству, как минимум в поднотовке.
У нас получилось в среднем 18 км в день. В след раз, наверно, заложу 20 (25 крессерской). Скоро выложу технический отчет - можно будет обсуждать снарягу, еду и пр)

круто, Миха... очень страшно. и изумительные фотографии.

Спасибо! Надеюсь, последующие путешествия будут менее страшными)))

(Deleted comment)
Спасибо! На счет телевика согласен - смысла в светлости особо нет. К следующему разу хочу купить 18-200, заменив сразу 2 объектива. Мой спальник-килт очень теплый! В следующий раз хочу всем такие купить или пошить (дорогой, зараза). Про ботинки - интересно, но я долю внимания уделяю подошве: кажется, что специальная треккиноговая подошва чуть-чуть приятней ноге, чем обычная. Глобально промокать не хочется и я ищу себе мембранные ботинки со вшитыми гамашами... Сливочное масло мы тоже хотели топить, но времени не хватило. В следующий раз так и сделаем, ну или салом заменим. Рыбу у нас никто ловить не умеет, да и некогда в спортивных походах.

Edited at 2013-10-14 07:39 pm (UTC)

впечатляет...всем путешествиям -путешествие

Годный поход, но спуск по снежнику поразил в самое сердце.

Вообще-то планировался пешеходный поход по мягким уральским горам. Встретившись с элементом горного мы растерялись...

  • 1