Вокруг Пайера, или неудавшийся Транс-Урал-2012. Часть 1
Михаил Овчинников
o_mihalis
В одно солнечное утро (а может, и пасмурный вечер) некий путешественник из г. Печора  Николай Александров опубликовал в интернете рассказ о своем путешествии в одиночку вдоль хребта Полярного Урала от реки Собь до реки Кожим. Рассказ называется Транс Урал 89, и до того он получился захватывающим, что сносит башку  многим путешественникам - и они бросаются в нелёгкую авантюру, окрестив свои походы «Транс Урал 97,  2003,  07,  2011...». Авантюры часто заканчивались несчастьем, люди замерзали под ледяными дождями, падали в пропасти и просто пропадали без вести (это моя выдумка, и про такие случаи ничего не известно). Я прочитал рассказ год назад в июне и в августе сделал пробный заход (заплыв) по наилегчайшему маршруту, типа Похода Выходного Дня. А в этом году собрался уже пройтись по легендарному маршруту, да ещё сделать это быстрей Александрова за счёт  использования современного  высокотехнологического снаряжения. Я поделился мыслями на форуме Скитальца. Там надо мной посмеялись (в том числе сам Александров), аргументируя тем, что я после ПВД собрался сразу в «пятёрку» (самый сложный). Однако один из форумчан заметил, что логичней запланировать пятёрку, а пройти тройку либо двойку, чем быстро пройти запланированную двойку и огорчаться, что могли бы пройти больше. Ещё несколько форумчан поддержали мою идею и помогали планировать поход. Был момент, когда я и сам ужаснулся длине маршрута, и поубавил свой пыл. В итоге я планирую несколько вариантов выхода с маршрута, которые можно будет выбрать, исходя из ситуации на месте: от самого сложного, почти недостижимого, до самого простого, точно проходимого в любых погодных условиях.

Karta NEw

Чтобы успешно пройти маршрут, я придумал несколько хитростей. Во-первых, надо брать с собой адекватных и выносливых мужиков (таких набралось ещё 3 человека). Во-вторых, надо максимально облегчить рюкзаки и подобрать грамотное высокотехнологическое снаряжение. Все точные выкладки про снаряжение, еду и напарников читайте в техническом отчёте.

14 августа. Москва.

В 6:40 утра я встретил Сашу на Киевском вокзале. Он живёт в Новом Уренгое и собирался прилететь в Салехард, переправиться на пароме через Обь в Лабытнанги и на поезде добраться до места старта на станции Полярный Урал. Но незадолго до похода у него появились дела в Ставрополе, и он решил не лететь обратно, а поехать через Москву с нами на поезде.

Мои и Сашины вещи мы отвезли к Антону и разъехались по делам: Тоха (Антон) - купить стояночные тапки crocs, Саша - собрать по магазинам День Сурка заказанные и оплаченные палки, полар, носки и пр., которые они не смогли за месяц не только отправить по почте, но и даже собрать в одном месте в Москве. Я распечатал карту с маршрутом, занявшую 12 листов.

Потом все вновь собрались у Атона. Лёха с Тохой замеряли свои биологические показатели (вес и жировую ткань) специальным прибором, чтобы после похода можно было оценить изменения. Получилось 60 кг и 7% жира у Лёхи и 75 кг и 12% жира у Тохи. Мы с Сашей успели только взвеситься, т.к. замер жирка занимает много времени. Получилось 70 и 72 кг соответственно.

Мы распределили общественное снаряжение и взвесили. Получилось гораздо больше, чем я ожидал, около 30 кг на человека. Чтоб хоть как-то снизить свой вес, я сбрил свою бороду и шевелюру и стал легче на 80 граммов!

На вокзал приехали слишком рано и пошли ужинать в Сбарро. Лёха перчил себе пиццу и случайно высыпал в тарелку всю перечницу люто острого красного перца. Мы решили собрать его и взять в поход. (Мы с удовольствием перчили себе всю еду полпохода и расстроились, когда перец кончился и пришлось пользоваться обычным чёрным молотым).

Нас провожали моя жена Зоя, Тохина девушка Настя и Катя Кабанова, директор компании Оливье.  Катя передала нам флаг компании, который мы обязались поднимать на каждой вершине, и согласилась быть нашим спонсором и оплатить эвакуацию на вездеходе, в случае смертельной опасности.

Справа налево: Катя, Зоя, Настя

Перед отправлением мы отдали Зое флешку с отснятым на сборах видео. Она его оперативно смонтировала и выложила в сеть. Потом она публиковала новости, полученные от нас через спутниковый телефон, тем самым обеспечив нам некое онлайн-путешествие, думаю, первое на Полярном Урале.

В поезде отбой в 22 по московскому времени, но я ещё час делился с Лёхой своими сомнениями и опасениями. А опасения были такими: во-первых, было большим риском и глупостью с моей стороны брать непроверенную самодельную палатку на сложный поход;  во-вторых, я не успел купить новый аккумулятор на спутниковый телефон (а должен был купить его год назад) и тащил  две убитые батареи; не проверил солнечную батарею, чтоб заряжать телефон, фотик и навигатор; не проверил мой сверхлёгкий спальник-килт. И вообще, сложность и протяжённость маршрута неожиданно стала тревожить меня. Тем не менее, без телефона, навигатора и фотика мы не подвергались опасности (была карта и компас), а палатка всё-таки сшита достаточно крепко.

15 августа.

Решили сразу входить в режим и назначили завтрак на 8 по Москве. Потом я занялся испытаниями солнечной батареи и зарядок. Аккумуляторы для фотика заряжаются только на солнце. Зарядка пальчиковых аккумуляторов для навигатора заряжает на солнце, но при любом падении напряжения (птичка пролетела) отрубает заряд (типа, чтоб не повредить аккумуляторы) и не возобновляет зарядку при нормализации напряжения. Камера gopro и сотовые телефоны заряжались при любой погоде, хотя гоупрошка после таких зарядок быстро садилась.

В Котласе купил 8 комплектов батареек для навигатора (к шести комплектам аккумуляторов). Сегодня весь день тепло и солнечно. Еще я отметил, что, несмотря на неоправдавшиеся ожидания веса в 20 кг, наши рюкзаки, впервые за все поездки, не занимают все верхние полки, не свисают, сцепленные друг с другом, и не загораживают лампу.

Ещё у нас есть поездное чтиво: книга Антона Кротова "от 50 до -50", которую мы подарим попутчикам в поезде, и библия экспедиции - "Транс Урал 89" Николая Александрова.

16 августа.

Перешли на местное время и встали в 8 (в 6 по Москве). Было очень прохладно в вагоне, пришлось надеть куртки. Иммунал, которым нас поил Лёша, с холодной водичкой шёл туго. От третьего пакетика каши гурьевской никто не отказался. Пошли комические названия рек: Изьяю, Косью, Янью и пр.

Выгрузившись с поезда, обнаружили отсутствие сотовой связи, но в ближайший сеанс спутниковой связи  в 16:25 сообщили о себе Зое, проверили спутниковый телефон. Зоя сказала, что на форумах нам желают счастливого пути.

Сеанс связи. Солнечная батарея и спутниковый телефон.

Пошли чуть вперёд по железной дороге, чтоб дойти до реки Собь, и когда собрались сворачивать вправо, увидели ещё чуть впереди знак "Европа-Азия", но решили к нему не ходить.

Платформа Полярный Урал

Собь разлилась озёрами, и мы бодро петляем между ними. Решили не форсировать реку и подниматься по левому берегу. Нам предстояло подняться к истоку Соби. Погода нас радовала: из-за свинцовых туч то тут, то там показывалось солнышко, а над перевалом было чистое небо. Сначала мы шли по траве и довольно быстро, потом начались каменистые морены, и скорость замедлилась. Вскоре мы встретили двух парней из Киева, двигавшихся к станции. Они сообщили, что все 3 дня, что они тут были, лили дожди и из-за тумана они не смогли подняться ни на один перевал. Я начал волноваться. Потом мы встретили 15 человек из детско-юношеского турклуба из Москвы, заканчивающих поход 2-ой категории сложности. Они были на Ельце, Кузьты, Райизе, Кердоманшоре и везде вокруг. Они сказали, что погода была плохой и что сегодня проходили перевал в облаке. Я подумал, что раз им это не мешало, то и нам не помешает. Они пожелали нам счастливого пути и сказали, что были рады встретить единомышленников. Мы тоже были рады их встретить.

Встретили мемориальную табличку погибшим 13 туристам из Сыктывкара. На них сошла лавина, и было это зимой 88 года. У одного из погибших фамилия Юдин, как у одного из группы Дятлова, того, кто в последний момент не смог пойти в трагический поход 59-ого года.

Вскоре погода начала портиться, тучи сгущаться, накрапывать дождик. Решили останавливаться, пока не разыгрался дождь. Сегодня мы в первый раз ставили палатку и сделали это не очень удачно - бортом к ветру. Чтобы не сорвало тент, я обложил юбку камнями по кругу. Было душно (маленькие вентиляционные окна не справлялись), швы протекали, и на нас капало, т.к. не удалось нормально растянуть тент, его стенки прижимались к сетке и мочили Лёху и Тоху, которые спали по краям. Тем не менее никто не замёрз, хотя температура ночью была +3 градуса.

IMG_7125 Sob'

17 августа

Утром по палатке барабанил дождь, тент теребил ветер, и из спальников вылезать было холодно. Так мы просыпались до 8:35 и потом ещё завтракали и собирались 3 часа. Тем самым, сами того не подозревая, поставили крест на Транс-Урале и превратили экспедицию в поход. Подробней об этом читайте в техническом отчёте в главе "Почему мы не прошли".

IMG_7176 Sob'
Впереди разливы Соби.

Ветер с моросью дул нам в спину, и мы бодро перешли Собь и вышли на вездеходную дорогу.

Вид с перевала на ущелье Соби

В другую сторону с перевала течёт река Макар-рузь.

Макар-Рузь собирается множеством ручейков. Один из основных течет по вездеходке.

Несмотря на дождь, озёра на перевале бирюзового цвета и очень красивы.

IMG_7251 Верховья Макар-рузи

Дорога идет по левому берегу, а так как нам дальше поворачивать на правый приток, а переходить лишний раз реку, которая как раз набирала силу, не хотелось, мы оставляем дорогу и идём по камням размером с собаку.

Слева направо: Антон, Саша, Лёша.

Первый брод через приток занял полчаса и вызвал кучу эмоций у команды. Саша записал это событие в дневник как главное на сегодняшний день. Это был один из самых простых бродов.

На вершинах местами лежит снег.

Во время обеда установили тент. Использовали вместо колышек камни. Подняли нос палатки, для вентиляции. Получилось отлично. Готовили под тентом и радовались, что нам не надо разводить костры. Мы взяли горелку со специальным котелком для реактивного кипячения и туристическую сублимированную еду. Это готовые блюда, из которых методом вымораживания в вакууме удалена вода. Так обеспечивается лёгкий вес, сохранность питательных элементов и скорость приготовления. Все блюда завариваются кипятком за 5 минут.

IMG_7261 Привал на берегу Макар-рузи

Когда собирались, произошёл удивительный случай. Антон указал на гору слева от реки и сказал: "Смотри, какой там камень прикольный". Я стал рассматривать прямоугольную глыбу на краю плато, как вдруг эта глыба начала уменьшаться и исчезла! Я закричал: "Антон, ты это видел???" Он сам процесс не видел, но подтвердил, что глыба была, а сейчас нет. Мы стали гадать, что же это такое, и тут глыба появилась снова. Я лихорадочно стал доставать телевик, и в это время что-то огромное стало спускаться по склону!
- Оно идёт к нам! - закричал кто-то из ребят!
- Фальшфееры к бою!!!
К этому времени я достал телевик, но никого на склоне не обнаружил. Чувствовался коллективный стрём. Вскоре глыба опять появилась, и мне удалось её снять. Увеличив, мы увидели, что это какая-то конструкция, и решили, что её поднимает ветром. В следующий визит этой глыбы мне удалось снять больше кадров, и мы смогли рассмотреть, что это кузов Белаза.  Я нашёл в телевик небольшую базу на склоне и на плато вышку, кучу разных построек и технического мусора, который оказался сломанными Белазами. Мы прозвали это место Мордор, правда, Саша не смотрел «Властелина Колец» и не проникся нашей шуткой.

Мы срезали через холм на ручей Кузьтывис и правильно сделали. Ущелье очень крутое, ручей полон водопадов и очень красив. Ветер с дождём теперь лупит нам в лицо. До этого я шёл и радовался, что мой GorTex оставляет меня сухим, а теперь я нашёл прорехи в снаряжении. Это перчатки! Мне в голову не пришла мысль о гортексных перчатках, а зря! Наши строительные перчатки сразу вымокли, и пальцы окоченели от холода. Т.к. мы шли с треккинговыми палками, руки нельзя было спрятать в карманы. Но сложить палки и пройтись без них никто не пожелал, потому что с ними гораздо удобнее.

IMG_7281 Кузь-ты-вис

Мы прошли несколько километров по ущелью и увидели, что долину Макар-рузи осветило солнце. Вскоре и впереди появился просвет, но на нас ни одного лучика не упало.

Мордор всё время следил за нами и в один момент выстрелил облаком белого дыма.

Ущелье ручья выполаживается и становится широкой  и длинной долиной с зелёными лугами и цепочкой синих озёр, которые так и манят искупаться.

IMG_7312 Верховья Кузьтывиса

Самое большое из озёр называется Кузьты. Вообще, "ты" – это «озеро» на языке коми, а "вис" - ручей, соответственно "тывис" – «горный ручей».

Мы нашли удобное место стоянки у верхнего озера и остановились на ночлег чуть раньше, чем планировали.

Наступили сумерки, от огненно-красного заката весь воздух казался багряным. Мне очень нравится такое время. Создаётся некая таинственная атмосфера, и кажется, что необходимо осмотреть свои владения, «пометить территорию», тем самым оградить себя от вторжения тёмных сил. Я бегал по холмам с фотоаппаратом, и мои друзья думали, что я просто фотографирую, и не считали меня сумасшедшим придурком.

Вид на запад.

Вид на восток,на ущелье Макар-рузи и угольную разработку.

Сегодня хорошо поставили палатку: сориентировали носом к ветру, приподняли нос для вентиляции, растянули камнями, усилили дополнительной растяжкой.

18 августа

Утро встретило нас солнышком, и я сразу поставил заряжаться спутниковый телефон, т.к. вечерний сеанс связи был очень коротким. Я ещё не понял, что аккумуляторы совсем не держат заряд и что звонить можно только "от розетки". Во время завтрака обварился кофе: пролил на коленку. У чашко-мисок, которые мы взяли, оказались очень неудачные ручки. Опять «взорвался» Мордор.

Перевал Макар-рузь, на котором мы находимся, даёт начало нескольким притокам рек Елец и Макар-рузь и представляет из себя нагромождение ущелий и хребтов, разделяющее притоки. И нам надо перейти через все эти нагромождения на восток и попасть в долину реки Изьякырью. Я вижу на востоке небольшую возвышенность с красивыми останцами и направляю команду туда.

Саша

Антон

Ручей Кузь-ты-вис

Михалис

Антон и Лёха

Поднявшись на пуп с останцами, я увидел за ним огромную и длинную гряду со снежной вершиной, преграждающую нам путь. По карте  я легко прочертил маршрут через перевал, но на месте подъём к нему казался очень крутым.

Тем не менее, обходить не хотелось (а особенно переходить внизу реки), и мы попёрли в гору.

Перевал был не очень сложным и порадовал нас красивыми видами.

На перевале сложена небольшая каменная пирамидка - тур с запиской. Последние туристы были тут в июне: два человека и собака.

Мы не стали снимать записку и дописали себя.

За этой грядой оказалась ещё одна гряда не ниже этой.

Река Елец.

Набрали воды

Вообще-то проще и быстрей всего было пройти через вершину, поднявшись ещё всего на 150 метров. Но она была заснежена, и было страшновато на неё забираться.

Поэтому мы спустились на 200 метров к ручью и поднялись на 200 метров вверх.

На высоте 920 метров, почти на перевале, укрытые от ветра, мы пообедали.

Это был наш самый высокий обед.

После этого перевала был еще один поменьше, и перед нами открылась красивая долина реки Изьякырью. Вообще-то на картах она обозначена как ручей, но окончание -ю говорит, что это река, и размер её подтверждает это.  Эти переходы были приятными и красивыми, однако продвинулись мы лишь на 5 км. Лёха начал острить по поводу прохождения маршрута, Тоха обрадовался, что мы готовы развернуться и закончить маршрут раньше. Я чувствовал, что Саша тоже рад, хотя он политкорректно молчал. Меня начало это раздражать, и я был рад отстать от группы на спуске для фотографирования.

IMG_7915 Гора Степ Рузьimg_7915 гора степ рузь

На водоразделе Изьякырью и Ельца много озёр и холмов с останцами, похожими на старые крепости.

За долиной возвышается тёмная громада горы Степрузь, под которой виднеется вездеходная дорога. Она-то нам и нужна! Тут удивительно тепло, и на привале на полдник к нам начинает приставать гнус, хоть и не очень активно.

360* панорама: слева мы спустились, направо ушли к горе Степ-рузь.

Весь сегодняшний день светило солнце, и лишь под вечер, когда мы вышли на вездеходку, начался дождь.

Дорога идёт выше реки и пересекает красивые озёра и протоки.

Пока шли и ставились, я подмок и замёрз. После ужина почувствовал себя плохо, и Лёха дал мне ибупрофен. Ночью проснулся от жары, разделся, потом проснулся от холода и озноба.

19 августа

Утром сухо, но вещи, промокшие вчера, всё ещё мокрые. Чувствую себя неважно, выпил ибупрофена и вскоре взбодрился и пошёл широким шагом по вчерашней вездеходке вниз вдоль реки Изьякырью.

Вскоре встретили уходящую вправо вездеходку. По плану мы должны были свернуть чуть ниже, но не стали упускать такой возможности. Тем самым мы срезали километров 5.

На обед встали у ручья Ивтыысьшор («шор» значит «ручей», так же как и «вож»).

Впереди долгий пологий подъём по вездеходке к перевалу Харматалоу и озеру Монталор, однако дорога заболочена и поросла кустами. Берём влево и находим удобный подъём на водораздел.

Иногда попадаются следы от саней хантов, так называемые ворги. Светит солнце, и дует ветер в лицо. Надеваю очки и затягиваю капюшон. Капюшон всё равно продувает, и я мечтаю о шарфе или лучше шапке-балаклаве. В очках идти мега приятно, просто нереально приятно! Правда, мои очки 4-ой степени защиты, и только солнышко заходит за тучку, я перестаю что-либо видеть. В следующий поход куплю горнолыжную маску!

На водоразделе царство каменных останцев. Огромные тёмные глыбы навалены причудливыми кучками и похожи на разбившиеся космические корабли.

Спустились в долину реки Большая Харматалоу, перешли реку и встали на пологом берегу. Погода шикарная, мы первый раз залезли в палатку сухими, а я чувствую себя совсем плохо. Лёха опять дал ибупрофена и посоветовал отоспаться. Поэтому подъем завтра не в 6, а в 8.

20 августа

Благодаря моему недугу отлично выспались. Я принял ещё ибупрофена, а Саша сказал, что ночью слышал голоса. Мы подумали, что его проглючило. Пошли вверх по Большой Харматалоу. Я поднял группу на холм, с которого открывались замечательные виды на окрестности. Мне приходилось вырываться сильно вперёд, чтоб успевать фотографировать и не задерживать остальных. Погода замечательная, и на меня нашло резкое чувство эйфории и счастья (может, под влиянием ибупрофена), и вскоре я почувствовал запах костра! Я сначала не поверил себе, но ребята подтвердили. Мы прошли ещё немного и увидели на берегу у ивняка группу. Они сказали, что утром ходили на разведку и видели нашу палатку. Их голоса Саша и слышал. Они с байдарками идут на Пятиречье.

Река Большая Харматалоу

Идти по склону удобно, и мы срезаем путь. Перед нами открываются удивительные виды на долину Большой Харматалоу, озеро Монталор и гору Монтанёл, которая с этого ракурса выглядит как две большие ягодицы.

Вид на гору Монта-нёл.

Подошли к слиянию трёх ручьёв.

Основной ручей имеет глубокий каньон, как в Исландии.

Если у него нет ещё названия, мы бы его назвали «Три сестры» в честь исландского водопада (правда, там их только две сестры).

Мы поднялись в верховья и перешли «старшую сестру» около перевала (III-XI), кажется, его иногда называют Аркаматалоу.

Саша, Антон, Леша, я.

Это только с виду простой ручеек. Переходить надо крайне осторожно.

IMG_8697 Tri sestryimg_8697 tri sestry

На перевале тур без записки.

По склону на высоте около 500 метров дошли до долины ручья Хороташор.

Встали у озера, не переходя ручей.

Погода порадовала нас красивыми закатами.

Казалось, что из сигарообразных облаков на нас смотрят инопланетяне.

Склон Пайера.

Вершина отрога

Озера ручья Хороташор

Завтра планировался большой день: крутой подъём на Пайер с рюкзаками и пологий спуск на юг, в долину Кечпели.

21 августа

Подъём в 4 утра. Стенки палатки как-то странно прижаты. При ударе по ним что-то осыпалось. Это снег! Я вышел. Вокруг снег, туман и мрак. Отбой.

Читайте дальше:

Часть 2

• 1
Урааа! отчет ))))) Спасибо! :)

Сам несказанно рад))) Для меня, как для фотографа/журналиста и тп. Поход без отчета получается неполноценным.

Очень интересно! Относительно знакомые места, хотя более суровые, чем те, где был я.
Я был в комбинированном вело/пешем походе на приполярном урале, в районе Кожима. Поднимались на Народу.
Есть вопросы по экипу - весь рацион состоял из сублиматов или тащили что-то вроде тушенки, макаронов, крупы?
Чем обусловлен выбор самодельной палатки? Какой у неё вес и почему она протекала?
Я видел зарубежные варианты палаток на 4 человека весом около 1,5кг, правда она была не штормовая, а в тех местах, где вы были сильные ветра не редкость. Мы и сами с этим столкнулись. И тоже обкладывали палатку камнями, чтобы не сдуло.

У нас конечная (недостигнутая) цель было Кожим. Весь рацион из сублиматов, сухофруктов, шоколадок, сухарей и тп. Крупы тоже сублимированные (овес, пшено, греча, рис) и мясо тоже сублимированное (в блюдах Гала-Гала). Сырые крупы, макароны и тушенку считаем таскать нецелесообразно.
Палатку хотелось сделать 2-х слойную, без дуг (на треккинговых палках) и с юбкой. В продаже таких не нашел, по-этому заказал у портной по своему эскизу. Вес получился 3 кг, а самая легкая 4-ка с дугами 4 кг. Текла она из-за особенности материала. Портная сказала, что обычно через шов не течет (из обычного материала), выяснилось, что силиконку все же надо проклеивать. Палатка на 1,5 кг наверное 1-но слойная. Чесно Говоря не знаю на сколько необходима 2-х слойка.

А куда планировалась выброска от Кожима? В Инту?
Галу Галу мы тоже успешно использовали, но, учитывая специфику похода, у нас была возможность взять с собой тушенку :)) Гала-Гала в обычном виде не всегда оказывалась достаточно "нажористой" и мы использовали её как дополнительную подпитку к основным блюдам из крупы.
Маршрут у нас получился такой http://www.gpsies.com/map.do?fileId=eznghesibgiiewxe
Прошли за 10 дней. Тоже не смогли осилить план (http://www.gpsies.com/map.do?fileId=laharjqiehgqcync ) уперлись в слабо-проходимую заболоченную вездеходку, пешком еще можно было попробовать, а с великами совсем грустно.
В результате изменения маршрута, у нас появилось 2 лишних дня, которые мы использовали на обратном пути для всяческого расслабона, благо погода позволяла.

Чесно говоря, я не до конца продумывал выброску. У нас была связь и "секретарь" в Москве и мы могли ближе к делу что нибудь решить. Но, да, в Инту.
Я про "нажористость" ничего не знаю, но мы на прием пищи использовали 3 стандартных пакета Гала-Гала на человека за 70 кг, и Леха 2 пакета, т.к. он весил меньше. Все наедались отменно и никогда не могли проголодаться. Под конец мы с Тохой уменьшили дозу до 2-ух пакетов и тоже нормально, потом я снизил до 1-ого, и на следующий пием пищи съел 4-пакета - проголодался дико! В Гала-Гала мало жиров, и мы добивали жир маслом - в каши сливочным, в супы подсолнечным. Пища была рассчитана на высокую нагрузку, холод, наш вес и возраст.
Нагрузки у нас получалось меньше, чем планировалось, по-этому еды казалось с излишком.

Интересный у вас маршрут был. В какое время года ходили?

Мы два года туда ездили, первый год скомканно за неделю и в гораздо меньшем объеме.
Зато на второй год выполнили почти все что планировали.
Фотоотчет можно посмотреть тут
Это были две последние недели июля. Было довольно тепло, пару раз капало, но не критично.

Крутые фотки, крутые места. Приполярный кажется более красочным, чем полярный, хотя может июль более красочный. Я тоже велосипедист, но меня слегка смущает в таких походах, что приходится привязыватться к дорогам. Пешком можно идти по совсем нетронутым местам.

По сравнению с вашими фотками наши вообще похожи на пляжный отдых :)
Но мы были именно в самый разгар местного "лета", и сезон выдался теплый. Местные удивлялись, потому что нормой для конца июля считается не выше +15(20), с постоянными дождями.
А у нас доходило до 25(30), и практически без осадков.
Местность на приполярном очень разнообразная. От Инты до КОжима идет лес, потом с набором высоты начинается лесотундра, а на подходе к Народе вообще голые камни и как у вас.
Зато, что удивительно, в долине р.Балбанью, по которой мы поднимались от Кожима до Народы, практически не было деревьев, была сплошная тундра и болота, а когда спустились в долину р.Манарага увидели березовые заросли и почти нет болот :)

Молодцы хоть и раздол... слегка нн собранные. Про собаку не считая людей, что на перевале тут, если вдруг:

Спасибо за ссылку! Пытался добавить ее в пост, но гребаный жж говорит - с сылкой пост получается слишком большим - не могу сохранить...