?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Обсуждение прошедшей тур-игры. Майский поход 2013
Михаил Овчинников
o_mihalis
10 лет я протусил в студенческом клубе. Специализировались мы на дайвинге и чуть-чуть на туризме. Каждые майские мы устраивали Тур-игру на несколько дней (2-3) на природе.

Всегда после такого выезда начинались разборы полетов. Вот один из них


Настя (Орг.)

- не было реального равномерного распределения задач.
- Был косяк с выбором первого места стоянки оргов
– стресс от выстрелов охотников
+ Легенда участникам была предельно ясна.
+\- стоит ввести вариант с облегчением перетаскивания рюкзаков- по полдня
- в одной из команд был участник, который не знал о формате мероприятия, и о том,что это не увеселительная прогулка, а поход . (во дела-то)
? Один участник привел в поход людей не из фарватера. Вопрос на обсуждение- так надо ли оно нам- заманивать участников в клуб, или все же это истинно клубное мероприятие?
+ Насчет воды- хоть её и приходилось таскать, это и правда новый опыт, и зато была какая-то уверенность в её чисто
- плохой тайминг и нескончаемые поиски

Совенок (Врач, инструктор Медицины):

+ было достаточно времени, чтобы удалось собрать хорошую аптечку на основании и в сумке-переноске прошлогодней
+ участники, пришедшие на собрание, прослушали краткий инструктаж, что показал состав их аптечек в походе
+ связь в походе по мобильному телефону работала отлично. Если бы мобильник не работал, понадобились бы рации.
- неудачное место КП-1 – в подлеске, было много клещей, пришлось переместиться на полянку рядом. К сожалению, это значило сесть прямо на дороге (нас не надо было искать)
+ команды были хорошо теоретически подготовлены к КП-1
+ Место для КП-2 выбрано хорошо, удачное совмещение трёх игровых эпизодов – Узлы, Медицина, Назгул - было нескучно!!
- две команды пришли на КП-2 без аптечки, и одна из команд не побежала (!) за аптечкой до окончания КП
- система оценок на КП-1 нам не подошла и мы её переделали, после чего применяли новые критерии ко всем командам, получилось хорошо
+ - система оценок на КП-2 была неспецифичной для медицины, а так, для любого КП вообще, но мы её легко применили
- немного не хватало бинтов на КП. Следовало раньше предупредить команды, чтобы брали с собой 8-10 запасных бинтов, тогда каждому достанется по повязке.

Шурин (Глав Орг)

! основной цели Майского - создание клубной атмосферы. В отличие от получения походных навыков, наслаждения природой и прочего, что можно, так или иначе, получить где-нибудь еще,
! Место надо делать наиболее доступным, а трансфер, и весь поход максимально дешевым.
! компенсировать все затраты на организацию (бензин на разведки, используемое там снаряжение и др.)
– закупленная ранее питьевая вода + вода из колодца.
Большие трудозатраты. Сложно, но можно, если все заранее продумать. Для 60ти человек на два приема пищи уходило около 110 литров воды.
! Ориентирование.– основные косяки и возможности для срыва тайминга. Не нужно сразу жестить, многие даже компасом толком пользоваться не умеют. Пусть меток будет больше, зато недалеко друг от друга. Первые штук 5 могут быть вообще в зоне видимости, чтобы потренироваться, а потом расстояние между метками можно увеличивать.
! Изначально задумка была сделать 1ый день более - менее легким, 2ой – тяжелым, 3ий – расслабленным после 2го трудного. Это создает наибольшую контрастность и запоминаемость. Но 1ый день по трудности вышел круче второго, из-за не до конца продуманного ориентирования
! Делайте несколько КП близко друг к другу – оргам будет проще и приятнее стоять пол дня вместе. Да и участникам интереснее, можно по-разному завернуть сюжет. Зато между КП можно поставить еще несколько точек, например для того чтобы по дороге к другому кп найти артефакт, дающий доп. баллы, бонусы.
! Тайминг слетает. Всегда и везде. Будьте к этому готовы, будьте гибкими. Основные мероприятия разбивайте на блоки. Например, блок 1 – кп до обеда, блок 2 – кп после обеда. Время ставьте таким образом (пример):
КП 2: x + 1:30, где x – время выхода команды из лагеря, которое Вы не сможете предугадать на 100%.
Оставляйте свободное время для команд, оно по-любому заполнится чем-нибудь интересным, тем более, если лагерь оргов близко (в этот раз это была бачата, спасибо Тима).
! Переезд лагеря. Делайте и для участников и для оргов. Это же поход, а не пикник ;)
Как вариант - позволяет почувствовать прелесть хорошего места, после не особо хорошего места для стоянки. Да и участникам тоже не очень приятно – когда их заставляют двигать лагерь, а орги стоят на месте. А так они видят, что орги не только успевают все организовать, да и еще и лагерь свой тоже передвинуть.
! Не оставляйте группу, занимающуюся в течении года, в одной команде. Нужно, чтобы они познакомились с новыми людьми. Это клуб, а клуб состоит не из 10 человек. Разговоры по поводу объединения на тренингах по сплочению и на вечерних мероприятиях не расценивайте за действительно результативные. Сплочение – это три дня в одной команде. Да здравствует броуновское движение!
! Внимательно относитесь к выбору ангелов для команд. Остерегайтесь изначально негативно настроенных по отношению к мероприятию личностей, они могут своим недовольством заразить всю команду. Причем сами того не осознавая.
Так же опасайтесь личностей, не умеющих сдерживать свою авторитарность. Если Ангел будет замещать функции капитана – команда не раскроется и ничему не научится. Ангел наблюдает за ошибками и подсказывает, если все идет совсем не так, а не рулит всем процессом за счет уже имеющихся навыков.
! Можно объявить победителя, а про 2ое и 3е место умолчать. У нас не олимпиада, а клубное мероприятие. Поэтому не нужно расстраивать людей, что они остались последними, это ни к чему.

Влада. Инструктор 1-ого года.

- Место. Недалекое расположение от Москвы и легкий способ уехать оттуда привел к тому, что несколько человек участников так и сделали. Мне кажется это большим минусом, т к поход это не пикник.
Было много грязи, в первую очередь по дороге, и это еще без дождя, повези нам с погодой меньше, мы бы там утонули. Природа однообразна. Вполне активные клещи, произошло несколько укусов. Селигер однозначно лучше.
+ Ориентирование первого дня. В целом, понравилось, были и болота(в основном), длинный маршрут. Из косяков - нас отправили не по тому маршруту вначале и многие азимуты отклонялись налево на 10%, что не было четко сказано до ориентирования.
+\- КП день первый. Большинство интересны и разнообразны, но все же находились очень далеко друг от друга, к сожалению, пройти все до темноты нашей команде не удалось. Особо хочется отметить КП огонь - действительно туристическое, интересное, обучающее новичков, имеющее психологическую основу.
+ КП второй день. Понравилась идея, сделать меньше КП, объединив их. Все было интересно обыграно, связано с легендой. Очень интересные веревки, лучшие за последние 4 года, но не стоит пускать на веревки организаторов, то того как пройдет команда, а то время их прохождения командой затягивается.
- Критерии оценки не известны команде, баллы не оглашались. С таким расчетом можно было не вводить баллы на КП, а просто от балды назначить победителя. Неизвестно, были ли критерии вообще выделены самими организаторами и знакомы ли были они с ними.
- Еды осталось много, в том числе сублиматов. Не понятно, зачем так много консерв, зачем брать в поход и обычную еду и сушеную, как страховку и быструю еду? Люди не поняли преимущества сушеной еды, хотя не ясно была ли цель донести это. Если был выбор, то команда предпочитала обычную еду. Очень вкусная колбаса.
+ Ночное ориентирование. Новый и необычный формат. Не было болот и надо было искать полена в паре метров от метки, развивало внимательность. Очень понравилось всем. Единственный косяк- чужая команда утащила наше полено, из-за чего мы потеряли много времени на поиск его, как в будущем это устранить - помечать поленья индивидуально для команд или же ставить метки дальше, чем зона поиска полена.
+\- Мероприятия. Обидно, что часть запланированных и готовых мероприятий (тренинг на сплочение, сценка от оргов) не была реализована. Финальное мероприятие было интересным и захватывающим, а борьба на мечах захватила всех и после него.
+ Легенда. Очень хорошо проработана и внедрена. Мне, как человеку не знакомому с Властелином колец казались очень замороченными и сложными некоторые моменты, но не могу отметить, что большинство вещей были понятны и захватывающими. Хороша общая идея- объединение и дружба, за это отдельный респект. Много задач для команды, шифры, костюмы, все было отлично. Жалко, что не все орги заморочились с костюмами, но кто сделал это, добавлял свою изюминку.
- Тайминг не продуман и в случае его слета, ничего не делалось, летели мероприятия. Орги опаздывали к своему назначенному времени, переносили сроки. Из-за позднего старта второго дня, не все команды прошли все КП. Мало времени на то, чтобы прийти в себя и отдохнуть. Сильный загруз в первые два дня и слабый в последний, надо искать середину. Неверно рассчитано время на веревки.
- Слишком много людей, следовательно, свободных и отдыхающих очень много. Очень неприятный момент в первый день, когда после целого дня орги отдыхали и не совсем понимали, что команда, пришедшая с целого дня беганья, устала, и не может за полчаса разбить лагерь и поесть.
+ Подарки туристические и футболки красивые. Сюда же плюсану и фенечки с бусинками. Идея просто супер, в следующий раз стоит лучше продумать соотношение критерия награждения-цвета, как например не наградить активность? Я давала бусинки за все, что считала достойным к подкреплению, цвет рандомно

Михалис (куратор инструкторов 1-ого года):

–/+ Место: как я и говорил, место оказалось мокрым. Частично из-за болот, частично из-за талых вод. Берег низкий и плоский и талая вода неохотно и медленно стекает в водохранилище. Как объяснил Саша Шурин (почвовед по образованию), сантиметрах в 40 под землей слой глины, который держит воду, по-этому просочиться в глубь земли вода тоже не может. Но это оказалось не страшно, т.к. топей обнаружено не было (умереть было сложно), участники без нормальных сапог все рано промокают и потом не важно по сухому идти или по мокрому. Для стоянок были все же найдены сухие и псевдосухие места. Псевдосухим местом оказалась 1-я стоянка оргов, которая быстро размесилась в кашу, так, что мне пришлось выкладывать к себе в палатку гать и рыть дренажную канаву.
Больше неприятностей чем вода в лесу доставляли ветки кустарников под деревьями, которые наровили выколоть глаза и мешали ориентированию. Лес был двух с половиной типов: смешанный, то елка, то береза с густым кустарником внизу; свежие посадки - частокол ивняка или осины, продраться через который крайне неприятно; "полуболота", березки с островками почвы среди глубокой воды, до метра. В целом симпатично, но не сильно разнообразно. Для сравнения на Селигере на Кравотынском полуострове: Смешанный лес, сосновый лес, холмы, ягельные поляны, классическое болото с плавающим мхом. Были не приятны: переход через автомобильную асфальтовую дорогу с мусором на обочинах, действующая ЛЭП, разделяющая полуостров, старые ЛЭП, валяющиеся столбы и торчащие провода. Также меня психологически угнетал забор и близость ЦАГИ, грязная дорога на базу отдыха, шум и вид деревень, поселков и города Дубна с берегов. Ощущение было, что мы в Битцевском парке. Короче, не так я представляю себе знакомство молодежи с природой нашей Родины.
Я ошибся с прогнозом о толпах отдыхающих. Благодаря тому, что до нормальной стоянки было очень сложно добраться, на полуострове почти никого не было. База отдыха тоже пустовала. На самом мысу того места где были лагеря 2-ого и 3-его дня стояли 2 охотника и палили в уток на рассвете и закате (в нашу сторону не разворачивались и угостили меня и Дэна дичью).
+ Поход. Конечно, это был условный поход, скорей пикник с элементами похода. Тем не менее, базовый принцип был соблюден: участники и даже орги дважды разбивали лагерь и достаточно походили с рюкзаками (не менее 10 км с рюкзаками и не менее 5-ти без). Разводить костер не научились лишь те, кто совсем не хотел. КП костер (по отзывам) получился очень педагогичным и интересным. С ориентированием как мне видится вышло не очень по многим причинам. Во-первых, сам маршрут азимутов вышел сильно не точным (опишу подробно в отдельном параграфе), во-вторых, не все команды вникли в задачу научить каждого из участников пользоваться компасом. В азарте соревнования (которое я так хотел искоренить) команды выбирали метод "эффективного использования кадров", в итоге кто не умел тот и не научился ничему. Было показательно, когда на ночном ориентировании я вернул команду, промахнувшуюся мимо метки на старт и под моим руководством девочка пришла ровно в метку. За заготовкой дров, установкой палаток и пр. я не успел проследить, а листа проверок/оценок я не видел и сдается мне его не было.
+ Еда мне очень понравилась, и Любасу огромное спасибо за вкусные тортики и прочие ништяки. Однако, не смотря на титанические усилия Любаса по закупкеs и транспортировке, организовано питание было не так как по моему мнению должна организовываться еда в походах, экспедициях и даже пикниках. Я разделяю точку зрения, что еда должна быть рассортирована по приемам пищи и в таком виде распределена по участникам. Например: у команд было 1день-з/о/у, 2день-з/о/у, 3день з/о/у/, 4день-толко завтрак. Итого 10 приемов пищи. Продукты на каждый из приемов должны были лежать в пакете у дежурного в этот день. Если человек больше, то пакет можно делить между 2-мя девочками. Оргам, т.к. они не всегда вместе, можно было выдать продукты на 1-ого человека и так же разделенные по приемам пищи (если бы так было, не возникло бы ситуации, что кому-то не хватило ужина). Хозпалатка - вариант для экспедиций и она может присутствовать в лагере оргов, но еда все равно должна быть рассортирована по дням и приемам пищи. Дежурные не должны фантазировать что приготовить, сухое молоко для каши не должно пропадать на дне хозпалатки, не должно оставаться 5 сумок непонятной еды. Меня спрашивают, на сколько это необходимо в МП, и я уверен, что это очень важно для приобретения навыков организации походного и экспедиционного питания. Ну и я еще раз убеждаюсь, что варить макароны в походе это каменный век и мувитон.
– Ориентирование. Я попробовал применить высоко технологические способы прокладывания маршрутов ориентирования. Я нарисовал точки команд в Google Earth так, что бы они складывались в созвездия (Большая Медведица, Касиопея, Дракон) и каждая команда собирает 2 точки общего созвездия Краба (Рака), из которых 1 точка общая для всех команд. Точки были перенесены в навигатор и развешены все в один заход. Раньше приходилось маршрут каждой команды прокладывать отдельно и занимало это в три раза больше времени. Дистанция между точками была выбрана около 250 метров. В прошлых походах метки на такой дистанции находились легко и с небольшими промахами. Сейчас же метки находились очень тяжело, никогда не попадались по курсу и отклонения составляли по сообщениям 3-й команды 10 градусов влево, что можно объяснить магнитным склонением и по сообщению 1-ой команды до 30 градусов в разные стороны, что очень сложно объяснить. Ориентирование осложнялось трудно проходимыми зарослями, а так же неподготовленность "ангелов" обучать работе с компасом и не знание маршрута. В идеале у "ангела" должен быть навигатор с точками маршрута, и если команда не может найти точку, "ангел" должен привести к ней и продолжить ориентирование. Скорость прохождения не должна быть решающим фактором, а вот опоздание на финиш должно снимать балы. Должны давать балы точность ориентирования (а не сам факт нахождения точки), точность отображения точки на карте (надо бы пользоваться транспортиром). Своевременный приход на финиш должен учить планировать время. Ну и конечно, метки должны располагатся точно по курсу, учитывая магнитное склонение. Как это сделать предстоит решить. Эксперимент, проведенный в "лабораторных условиях" на малых дистанциях показал, что не малую роль в ошибках ориентирования играет кривоглазие.
+\- Легенда. По отзывам команд легенда была хорошо разработана и понятна. Я это не прочувствовал. Сценарий понять я не осилил (вобщем-то мне и не надо было особо), но мне не хватало очень краткой фабулы событий, чтоб ориентироваться что происходит. Мне очень понравились эльфийские буквы, то что их надо было собирать, читать и тп. Футболка просто мега зачет.
+\- Логистика и эвакуация. Заброска и выброска были достаточно простыми и их было не сложно организовать. Была упущена возможность экстренной эвакуации с базы отдыха на катере прямо на станцию. Мы открыли эту возможность под конец похода, после того, как 2-х заболевших (не сильно или просто уставших) пришлось отправлять одних пешком с 10 км до станции. Было бы глупо, в случае тяжелой травмы, тащить пострадавшего через болота, когда была возможность быстро и легко доставить в цивилизацию.
+\- Команды. Мы всегда набирали в команды в том числе "левый" народ. Я все меньше и меньше понимаю зачем мне тратить свое время, силы и деньги на развлечение совершенно незнакомых мне и не имеющих отношения ни клубу ни к вуму людей. Мне очень понравилась 3-я команда - это группа 1-ого года со своими инструкторами. Они сплоченные, действовали командой, получили навыки. Было бы правильно убеждать инструкторов 1-ого года идти со своей группой в МП и мотивировать свою группу. В дополнительные команды можно приглашать выпускников клуба, вумовцев и прочих околоклубных людей. Может я конечно и эгоист, но я не очень понимаю, почему я должен общаться с другом члена клуба (пусть даже со стройной блондинкой), при том, что сам член клуба в поход не пошел.
– Соревновательная часть. Не понятны критерии оценок. Тут мы сделали несколько шагов назад. Я уверен, что это произошло от того, что главные организаторы до этого не были в МП ни разу и руководствовались исключительно своими теоретическими измышлениями на этот счет.
+ И все же, почему поход получился отличным, может быть лучшим за последнее время? Во первых 3 дня. 2 дня походы, рюкзаки и пр, 3-й день расслабон, веревки, танцы, битва на бревне. Во вторых - хорошая погода. Но самое главное люди! Я благодарен всем помощникам оргов за неоценимую помощь. Вы круты! Вы молодцы! Я горжусь вами и счастлив, что я дружу с вами, знаю вас.

Комментарии к Сашиному отчету:

"цели Майского похода – создание клубной атмосферы."
- Это противоречит моим личным целям, и я хотел бы, что бы глав орг оговаривал свои цели до похода. От этого зависит степень моего участия в мероприятии (думаю не только моего)
"Вон, курильщики в подъездах, посмотрите..."
- Все верно, но в агитацию! Я не хочу видеть в походе курильщиков из своего подъезда, не собираюсь для них ничего делать! Курильщики пусть походят годик в бассейн, бросят курить, начнут думать по-фарватеровски; и тогда вэлкам в майский!
"Делайте место наиболее доступным, а трансфер, и весь поход максимально дешевым"
- тогда в Битцевский парк или Раменское. Мне кажется, что с точки зрения Саши, идеалом бы был пансионат с душем и вайфай, а палатки он рассматривает исключительно как удешевление мероприятия.
"Пусть приезжают все, кто хочет поучаствовать в организации – ничего страшного, если для них не найдется работа, зато в лагере постоянно будут люди (что обязательно) и много общения. Пусть приезжают старички, которые не хотят быть участниками и не хотят активно участвовать в организации – все равно помогут, если будет необходимость, дадут ценные советы, общение и поддержку."
- я считаю, что в теории, разброд и шатание можно победить четким распределением ролей всем оргам. Тем, кто не хочет заниматься организацией и помогать в ней или на костре нужно дать роль гостя (на каких-то условиях) и не ждать от него помощи. Необходимы четкие дежурства у костра оргов (мне конечно было приятно, что из-за отсутствия такового мне удалось вообще откосить от оргского костра).
По факту глобальное раздолбайство и срыв похода не происходит потому, что большинство людей просто знает что делать и делает.
"Делайте лагеря оргов и участников близко друг к другу (3-7 минут ходьбы), это... и уменьшит вероятность срыва тайминга."
- я когда учился в школе, вовремя приходили те, кому дольше добираться, а те, кто живет в непосредственной близости опаздывали регулярно. Я уверен, что это не панацея. А еще я уверен, что Саша слишком мало видел майских (1 штука), что бы так рассуждать. Конечно, все имеют право высказывать свою точку зрения, и с моей точки зрения, категоричные высказывания не подкрепленные опытом выглядят глупо, и доверие ко всем остальным высказыванием падает.
"...задумка ... 1ый день более - менее легким (в смысле менее тяжелым???) 2ой – тяжелым, 3ий – расслабленным после 2го трудного. Это создает наибольшую контрастность и запоминаемость."
- на основании чего ты судишь, что это дает "контраст и запоминаемость"? Я не думал над этим и мне правда интересно.
"Делайте несколько КП близко друг к другу – оргам будет проще и приятнее стоять пол дня вместе"
- это да, а если все кп в одном месте сделать, то им будет вообще кайф!
" Да и участникам интереснее,"
- с чего это? типа, вот какие крутые орги - не поленились встать вместе?
"можно по-разному завернуть сюжет."
- а если кп в разных местах, то нельзя?
"Тайминг слетает. Всегда и везде."
- ну тут нечего добавить к Владиным и Катиным стихам))) Я считаю это главным косяком главного организатора. Все остальное, может сделаться и без него, а тайминг без участия главорга точно похерится. Я считаю это основным навыком, который должен выработать и укрепить в себе главорг. Конечно в наших рамках это и не важно и на это можно наплевать, но для организации дайверского выезда это будет гораздо более ощутимо: от срыва погружений до несчастных случаев.
"Будьте к этому готовы, будьте гибкими."
- да нет! Будьте жесткими, а готовьтесь заранее!!!
"КП 2: x + 1:30, где x – время выхода команды из лагеря"
- это высшая математика раздолбайства!)))
"Оставляйте свободное время для команд, оно по-любому заполнится чем-нибудь интересным, тем более, если лагерь оргов близко"
- в этот раз близость и восхитительные песни оргов смущали 2-ую команду. Им и послушать хотелось и лагерь бросить не могли и вообще еще не поели. В этом случае близость орг лагеря считаю неправильной.
"(в этот раз это была бачата, спасибо Тима)"
-да, было круто, но бачата была специально для команд на общей поляне. Представьте, если бы команды проходили КП костер, а орги на их глазах отплясывали бы бачату!
"Переезд лагеря.
"А так они видят, что орги не только успевают все организовать, да и еще и лагерь свой тоже передвинуть."
- а они этого не видят! Они не знают где был наш 1-й лагерь! Они не знают, что мы переезжали!
"Не оставляйте группу, занимающуюся в течении года, в одной команде. Нужно, чтобы они познакомились с новыми людьми. Это клуб, а клуб состоит не из 10 человек"
- то есть, меня, отходившего целый год в бассейн почти без пропусков, подружившегося с интересными людьми, сработавшись с этими людьми, ты хочешь отправить спать в палатку со странным чуваком с соседней дорожки или вообще с курильщиком из твоего подъезда? Хочешь разделить группу у которой куча общих воспоминаний, приколов, тем для обсуждений, нерешенных вопросов? Хочешь пожертвовать развитием сплочения в группе ради всеобщего эфемерного сплочения, которое все равно в твоем варианте не возможно, иначе придется всем командам вместе с оргами спать в одной большой палатке в одном общем спальнике!
"Да здравствует броуновское движение!"
- Броуновское значит беспорядочное, а ты хочешь упорядочить, но так как тебе нравится!
"Внимательно относитесь к выбору ангелов для команд. Остерегайтесь изначально негативно настроенных по отношению к мероприятию"
- это совсем не корректно и беспардонно, так как мы знаем к кому это относится. Я много тусил с этой командой и не заметил ни негативного настроя команды (скорей наоборот) ни узурпирование капитанской должности и перетягивания "одеяла" на себя. А вот в других командах видел (хотя тоже могу ошибаться). В 1-ой команде, как мне показалось, Макс (хоть он формально и не был ангелом) тянул команду в ажиотаж соревнования, пренебрегая терпением к слабым участникам. Но я уверен, что это не косяк Макса, а косяк организации, которая подразумевала гонку. Во 2-ой команде Марине, как мне показалось, не удалось в 1-й и 2-й дни создать командную атмосферу и заинтересовать игрой. Во многом это связано с косяками в ориентировании, которые я понаделал. А так, выбор ангелов очень важен и я считаю, что инструкторы группы - это хороший выбор.
"Можно объявить победителя, а про 2ое и 3е место умолчать. У нас не олимпиада, а клубное мероприятие. Поэтому не нужно расстраивать людей, что они остались последними, это ни к чему."
- У вас не получилось соревнование! Команды что-то делали, а потом 1 из них, почему-то победила!

Влада Белявская

+ у меня не было более отрывного, веселого и душевного похода. Когда ты идешь с уже знакомыми людьми, то не тратится время на то, чтобы знакомится, привыкать друг к другу. Не всем легко открываться незнакомцам и вообще искать общие темы, особенно если ты только вливаешься в клуб, в котором многие уже не то что знакомы, а вместе и огонь и воду проходили. А тут ты узнаешь уже известных тебе людей с новой стороны, хоть вы уже целый год общаетесь. Нет сильного разделения по компашкам- вот Маша, Петя, Саша они знают друг друга и тусят отдельно. И к тому же вероятность конфликтов уменьшается, тк вам еще вместе взаимодействовать, и это не какие-то левые чуваки, которых ты больше никогда не увидишь. Сплочение клуба рандомным разделением по командам не происходит, а уровень комфорта и доверия намного ниже. Какая цель достигается таким делением - это знакомство с другими членами клуба. Вот это да, на сто процентов. Но с другой стороны познакомится можно и у общего костра и на общих мероприятиях.

! И если мы хотим сплотить весь клуб (цель, которая по моему мнению и не достижима, и не возможна, да и не нужна), то устраивать соревнование не стоит. Соревнование и разделение по командам, которые борются за одно и то же(приз) увеличивает ингрупповую враждебность(простите мне мой французский). Да, в рамках данного похода она была частично погашена в конце(объединение ленточек, общая победа), но потом-то победителя называют. Все молодцы, но лучшие это... И вообще как можно соревноваться, если изначально команды совсем не равны? Победитель был ясен сразу после первого ориентирования(ну для меня, по крайней мере).

! И еще пару слов о нашей команде, у нас не разу не было мысли, вот, надо всех сделать, выиграть поход. Мы просто получали нереальное удовольствие от происходящего. Я получила удивительный опыт, которым спешу поделиться. Не в одном из мероприятий Фарватера не возможно так объединить группу. Вы сами устанавливаете рамки группы, а инструктора все сделают сами. Ведь развитие, сплочение, удовольствие их группы в их интересах!

! Я надеюсь, что организаторы следующего похода прислушаются к голосу человека, который был во всех походах, с начала обучения в Фарватере и побывал во всех возможных ролях, начиная от участника, заканчивая главным организатором

Александръ Шуринъ

1) Легенда была подробно расписана (при этом занимала не много места 3-4 листа А4) и лежала в группе как минимум за неделю до выезда. Кроме того, мы распечатали около 7 ее копий и привезли в поход, чтобы все желающие могли ознакомиться.

2) Возможность экстренной эвакуации на лодке была известна (лично мне, то что не рассказал всем - мой косяк) с самого начала. Единственная погрешность была в цене, пока Михалис не спросил сам я думал что это примерно 1000р с человека.
"больные" прошли не 10км маршрут, а около 5 км до автобусной остановки. Но это все мелочи, а вот что реально меня выбесило: черт возьми, когда "больные" решили уехать, никто, ни ангелы команды, ни организаторы, которые были в курсе, не соизволили мне об этом сказать! Я узнал о том, что они уезжают, только увидев их практически подошедших к асфальтовой дороге, при этом они просто прошли молча. Ничего так, да?

3) С системой оценок все было в порядке. Да, не все были посвящены в критерии, но были и бланки и объективность. А если ставить вопрос по-другому: почему не выиграла команда 3 или почему не были объявлены итоговые баллы, то нужно так и говорить, на все могу ответить.

Михалис

Сразу в ответ маленькие коменты, а то мы друг друга не вполне понимаем:

1) "легенда была крута, все желающие ознакомились." - Просто для глупых мумитролей 3-4 листа это много. 1/4 странички было бы супер. Это не наезд или типа того, просто признался, что я не вник. Я и в прошлом году не сильно врубался что происходит - просто ходил и всех закалдовывал/оаскалдовывал)))

2) кажется, про заболевших мне ты и рассказал, правда не то, что они уезжают, а что их надо в новый лагерь переэтовать. Они свалили после посещения нового лагеря. Тебе не сообщили, ну хрен знает почему. Ангелы были не сними и не знали уедут они или нет. Я был в курсе, но что-то протупил. Да, надо было тебе сообщить.

3) я не заметил, что бы ВиК спрашивали о том, почему не выиграла 3-я команда. Это уже твои проекции))). А систему оценок и мне было бы интересно увидеть. То, что 1-на команда была настроена на выигрыш во что бы то ни стало (как например в прошлых годах команда Саломасова) я считаю нихт гут. Совсем не настроенные выиграть команды (как мои команды в 2008 и в 2011) тоже странно, ибо тогда все соревнование только для 1-ой команды и Саломасова получается. Мне всегда жалко 2-ую команду, которой и обидно проиграть и которая незамотивировалась серьезно на выигрыш. Вобщем за 10 лет майских соревнования лично мне никогда не нравились. Всегда был похожий эффект. Я за то, что бы этот формат изменить.

Антон Желябин

Цель похода: нет сформулированной явно и однозначно - это косяк старшего Организатора Саши Шурина. Если мы не сформулировали цель, мы не можем её достичь.
Однако есть цели, сформулированные Михалисом (не студентом, не действующим инструктором клуба, стариком, которого предпринимались попытки выгнать, а он не выгоняется, человеком, отвечавшем в походе за УАЗ и ориентирование, и выступающего в роли супервизора).

1. "Показать молодежи нашу страну, ее красоту и величие (доступную из Москвы ее часть). - достигается выбором места, которое должно отражать простор и многообразие!"
- Участники за 3 часа на электричке из Москвы уехали в Тверскую область, увидели лес, болота, озера и красивую природу. Однако не увидели дикой природы, их сопровождала цивилизация: они ходили по дороге и вырубкам, под ЛЭП, слышали высрелы и видели дома на другом берегу водохранилища, видели других людей - рыбаков и охотников - вокруг, сидели на сделаных плотником лавочках и т.д. Я бы не стал повторять поход с такой же целью в таком же месте.

2. "Научить молодежь основам туризма, устроения лагеря, выживания в дикой природе, ориентирования, перевой помощи - достигается специализированными конкурсами, заданиями, играми."
- Считаю эту цель реализвоанной. Думаю, такая новая схема (сначала обучающие КП, а потом испытания на основе полученных навыков) показала себя лучше предыдущих, я бы использовал её в последующих походах. Набор навыков и содержание КП я бы еще обдумал, однако, я считаю, что это у оргов получилось хорошо - лучше, чем прежде.

3. "Познакомить молодежь друг с другом, инструкторами, сплотить друг с другом, поднять командный и товарищеский дух - достигается спец конкурсами, тренингами, и в том числе Легендой похода."
- На мой взгляд эта цель реализовывалась не целенаправленно, а по умолчанию. Люди находились на ограниченной территории на протяжении сравнительно длительного времени, встречались друг с другом и были вынуждены коммуницировать - как между собой в команде, так и между командами и с организаторами на КП.
Считаю, что организаторы упустили эту цель из виду. Если мы в следующий раз формулируем её снова как одну из центральных целей похода, то надо что-то менять в действиях по её реализации.

4. "Дать задел развития характеров студентов в свете любви к своей стране, охраны природы, уважения к людям, правильное отношении к семье, участия в социальной жизни клуба-города-страны. "
- Что удивительно, я видел, что экологически активную позицию проявили как раз те из участников похода, кто бухал - мусор ходили собирали чужой.
Считаю, что эта цель если и реализовывалась организаторами, то не сознательно. Я согласен с Михой, что это очень важно. Обращайте, пожалуйста, ваше внимание на это в будущих походах и выездах.

Теперь что касается целей, ориентированных на организаторов всех уровней и категорий.
Я выделю для наглядности 3 категории организаторов:
1. Собственно организаторы - те, кто принимают какие бы то ни было решения, отвечают за трансфер или еду, прокладывают ориентирование или выступают перед участниками.
2. "Ангелы" или мне больше нравится слово "духи" - те организаторы, которые все время проводят с участниками и являются частью команды.
3. Супервизоры, которые дают оценку и высказывают свое мнение относительно того, что видели, в чем участвовали.
Ясно, что все мы выступаем часто не в одной единственной роли, но у разных ролей (и у нас в разных ролях) цели разные.

Цели "организаторов":
- Создать условия для того, чтобы реализовались цели, ориентированные на участников. - это совсем очевидно, и, как я понимаю, воспринимается большинством как единственная цель организаторов.
- Получить опыт и новые для себя навыки в организации и проведении походов. Организаторы тоже нуждаются в росте и развитии, они такие же фарватеровцы, студенты и им есть, чему учиться.  Для этого каждому надо взять на себя те обязанности, которые лежат в его зоне ближайшего развития. Это то, что он еще не умеет, но вот сейчас у кого-нибудь спросит или подумает, погуглит, и - научится, разберется. Эта цель была реализована каждым в разной степени.
- Показать пример будущим организаторам. Задать планку хорошо организованного мероприятия, ниже которой не должен опускаться уровень организации в следующих годах. Создать опору для будущих организаторов, от которой они смогут отталкиваться через год. Для этого надо передать опыт - описать плюсы и минусы, что стоит повторять, чего можно улучшить.
- Показать пример классной работы, слаженности, клубного духа точности, крутости, классности, ответственности, инициативности (и всех качеств, которые мы ценим и хотим воспитать в первогодках) первогодкам.
Я раздасадован позицией "все равно участники еще не готовы, зачем нам торопиться". Мне кажется важным формулировать цели, чтобы быть целеустремленным в их достижении. Я расстраиваюсь, видя, как стремление выпороть соратников и соклубников, коллег по организации, находит проявление в язвительных комментариях и в обсуждениях этой группы. Для меня очевидно, что личный статус-кво, поддержание собственного авторитета, аргументы "я же говорил" и высмеивание ошибок других руководят многими в этой группе, демонстрируя тенденцию настроений в Клубе сегодня. Жаль, что исходит это от таких людей, которые претендуют на высокостатусность.

Цели супервизоров:
- Развитие организаторов всех категорий.
- Создание условий для реализации организаторами целей, ориентированных на них.
- От наиболее старших, требуется наиболее твердая и приближенная к ценностям Клуба позиция.
Помните, как у Человека-паука - чем больше у тебя сил и возможностей - тем больше ответственности и меньше права на ошибку.
-  полевое обучение участников похода. Когда возникает необходимость ангел подскажет, как это сделать наилучшим образом. А не сделает сам. Я был свидетелем многих случаев, когда "духи" выполняли задачи вместо участников, включаясь в соревнования и конкурирующие настроения.
+ поход получился. Все живы, довольны, участникам очень понравилось, они многому научились и поучаствовали в удивительном преключении.