?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Дайверская наука экс-инструктора Фарватера.
Михаил Овчинников
o_mihalis
Я 10 лет провёл в студенческом клубе подводного плавания. Три года я учился, 7 лет учил и учил учить.
У меня много материала по теории и организации обучения, которые жалко если совсем пропадут.
Ниже рецензия на учебный план на год для новичков (первогодок). У нас ступени обучения отличались обычных. Курс длился с октября по апрель, и первый год - это даже не обучение дайвингу, а курс акклиматизации к водной среде (плавание, проныры, всякие игры под водой на задержке дыхания), а также прививание интереса с воде/океану/природе и клубной культуры. А так же отсев не особенно заинтересованных.
Так вот это мои комментарии учебного плана новоиспеченного инструктора:
Может быть интересно дайвера, инструкторам и просто педагогофилам



Привет! Спасибо за своевременный и качественный план. Мои замечания будут касаться глубины информации и адаптации под курс 1-ого года, который не должен повторять ОВД или Стажерский, а наоборот максимально от него отличаться. Я уверен, что в 1-й год надо впихнуть минимум дайверской теории и максимум океановедческой и природоведческой. Буду неизбежно ссылаться на опыт работы с В и К в прошлом году, но постараюсь иногда от него абстрагироваться.
В /// цитата, после - мой камент.
Все мысли мои субьективные и их можно принимать либо не принимать, вещи в которых сделана грубая ошибка (если таковая обнаружится) я буду помечать особо.


///Каким образом расставлял: От частного к общему – сначала про дайвинг в общем, а потом уже про разновидности...

- Лучьше от простого к очень сложному. От купания до современного плавания, от ловли жемчуга до исследований Кусто и работе в нормобарических скафандрах.

///Сначала про скубу, а потом уже про воздух, про газовые законы и то, что происходит при их “избытке” или недостатке.

- не стоит рассказывать о том, что их коснется непонятно когда. Газовые законы это скукатища. Важно рассказать, что воздух состоит не только из кислорода, что азот, в котором растворили роботобабу из терминатора окружает нас повсюду, и в идеале приволочь жидкий азот, показать какая у него низкая теплоемкость и что робота в нем точно не растворить, и раз уж приперли азот - сделать мороженное! Вот это тема, а Боиль с Мариотом - это отстой! Если уж говорить про Мариота, надо обязательно упомянуть сеть гостиниц, названных в его честь (или опровергнуть)

/// В плане частоты применимости на практике,

- сортировать надо по интересности и эффектности материала. Скучные, но важные темы на потом. Прикольные вперед.

///Старался соблюдать причинно-следственные связи, поэтому сначала стресс, паника, усталость, а потом уже баротравмы и утопления.

- это нормальный принцип, но он не везде есть: между баротравмой и усталостью может не быть причинноследственной связи.

/// 1) 6 Октября плав. Тест.

- хочется узнать какой? В прошлом году вроде норм получилось, но я не помню что именно было. Надо поискать и изучить.

/// 2) 13 Окт Вводная лекция (История, структура, устав, кто мы, что мы и т.д.).

- Это провал. Вот я записался в турклуб (например) и на первой лекции мне рассказывают про то, что клуб основал Николай Александров (которого я знать не знаю), что есть в клубе крутые инструктора, еще более крутые старшие инструктора, стажеры на побегушках и лохи-первогодки, то есть я (что мне и так понятно). Я хочу на первом же занятии поваляться в палатке, поесть походных макарон с тушенкой (ой, то есть сублимированного супчика). Ну и тупо говорить, что наша цель приобщать к зож, - надо просто приобщать к зож. Я бы построил занятие так: первые пол часа - сбор. Во время сбора крутим слайдшоу с клубными фотами (круто бы заставить меня доделать то, что было на 15-летии), ответы на любые вопросы про клуб и тп. Потом лекция - эксперимент, хотя бы с тем же азотом и мороженым. На первой лекции должно быть что-то крутое. Это должно быть самое крутое занятие в твоей жизни. Сюда же краткий брифинг про воду (без заморочек) на практике учимся держаться на воде, принимать горизонт, скользить, опускать голову в воду.

/// 3) 20 Окт здоровый образ жизни. (алкоголь, табак, наркотики).

- этого много для целой лекции. Все и так знают, что пить курить вредно и не модно и не пиют не курят, а некоторым наплевать на это и они пьют и курят. Я бы отдал эту тему студентам и на прошлом занятии попросил бы их сделать презентации и доклады на тему бухла куришки и наркоты, а именно: вред здоровью, вред психики, польза обязательно (например собрать демотиваторы о пользе бухла), статистика ( смертность и тп до и после принятия антибухательных законов), методы производства вина, культура питья, алкоголь в разных культурах и тп. Смысл в том, что в этом надо всесторонне разбираться. Просто отрицание не ведет ни к чему. Я бы сказал им, что дело каждого бухать не бухать, но на клубных мероприятиях мы этого стараемся не делать. Я бы такую же тему устроил бы по поводу мата.
В эту же лекцию надо включить теорию плавания, рассказать про кроль, брас и тп, историю плавания (она кстати крайне интересная) рассказать и показать технику кроля, упражнения, которые будем отрабатывать в воде. Важно учить кроль. Брас на потом.


///4) 27 Окт История разных видов подводного плавания.

- Каких именно? Мне нравится Гришина классификация: Военный дайвинг, научный дайвинг, профессиональный дайвинг (подводные работы, сварка и тп), рекреационный (в том числе тэк и кейв). В целом, думаю, первому году это не надо.

///Системы обучения дайвингу

- Это лютая скукатища! Тем более, что "системы" обучения - это вообще за гранью нашего познания. Мы можем рассказать про Обучающие ассоциации/организации/агенства/союзы. Какие системы обучения они используют в своем обучении - вопрос сложный и нужен на 3-м году не раньше. Рассказывать про Обучающие организации из которых наша самая отстойная мне кажется глупо,
а врать, что мы лучше всех непорядочно.

/// 5) 3 Ноябрь .Вода и ее свойства (характеристика воды, свойства, состав). Влияние воды на организм человека (органы и системы человека, противопоказания)

- я бы это тоже отдал студентам - пусть сами рассказывают, а оценивал бы умение говорить, иллюстрировать, объяснять.

/// Да, эта тема не в самом начале. Причина – человеку нужно сначала немного позаниматься плаванием, чтобы дальше уже говорить о свойствах воды. Возражение по типу – если они не знают свойств воды, то как они будут плавать? Ответ – многие занимаются плаванием многие годы вообще без данных знаний.

- Вообще никакой связи не вижу. Все равно в каком порядке давать. Я бы включил сюда приливы отливы волны цунами течения и пр. Просто аш2о скучно и бесполезно.

/// 6) 10 Ноя перегрев/переохлаждение (суть, причины, проявления, первая помощь, профилактика)

- просто про перегрев и недогрев, как он описан в овд - не нужно. Они погружаться будут еще фиг когда, да и это вобщем-то очевидно. Интересно было бы нарыть вообще инфу про терморегуляцию человека, поговорить про то, что такое "тепло", что такое "холодно". Посмеяться, про то, как блондинки говорят, что в Майском Походе холодно, а на самом деле была жара 15 градусов! (типа что вы хотели +35 в конце апреля?) Про калории и их расход, про питание, про АТФ, про то как не замерзнуть в тайге и под водой, что алкоголь нифига не согревает, про то, сколько надо воды в пустыне и как не переносится на солнышке.

///+ можно что-то еще из 1ой помощи.

- первая помощь нужна вся. Это может быть и отдельное занятие. Сюда царапины с переломами и перевязками, основные лекарства в аптечке, простуды, головные боли, отравления, вывихи, растяжения. Способы транспортировки. Реанимацию я бы позвал поучить какого-нибуть крутого чувака (например Буку). Может быть организация спас работ, МЧС, спасотряды и тп. Рассказать, как ищут людей под лавинами, потерявшихся в лесу и тп. В конце рассказать, что зная это и умея это вы становитесь более человеками. Сюда же про ответственность, которую обычные люди перекладывают на разные госорганы начиная с врачей и милиции заканчивая турпутевками "все включено" и воспитанием детей. Чем больше ответственности вы можете (знаете как, умеете) взять на себя, тем менее вы уязвимы, тем лучше вы разбираетесь в жизни и можете обеспечить себе высокое ее качество. Подтекст, что наш клуб прокачивает их не только в плавании, но и во все аспектах жизни.

/// 7) 17 Ноя Фридайвинг: тело, статика, дыхание

- ну, я считаю, что целая лекция про фри это тоска
С В и К мы замутили в 1-ой лекции про все: я рассказал про плавание, про историю, стили, рекорды, влада про фри (история, стили-виды, рекорды), Катя про скубадайвинг (виды).

/// (отличие от дайвинга,

- это на их уровне очевидно

///какое снаряжение, плюсы, минусы, риски)

- снаряжение пофиг какое, плюсы-минусы по сравнению с чем? Риски во фри отдельно, зачем? Про риски и вообще про безопасность можно сделать целое занятие в включить туда риски в спорте в том числе дайвинге, фри, туризме, шахматах, заканчивая бытовой безопасностью - как не получить трынды в Текстилях.

/// Гипервентиляция.

- я уверен, что никто не сможет переборщить с ней в басе. Тех, кто будет особо усердно вентилировать можно предупредить отдельно. Всех пугать И тратить на это время бессмысленно.

///8) 24 Ноя Комплект №2 (акваланг).

- целесообразно перед погружением.

///Дополнительные приборы.

- актуально если вдруг мы их вот возьмем и будем использовать. А просто так не нужно.

///Характеристика, принцип работы, ступени понижения давления, строение, назначение, виды. Правила хранения. Рабочая проверка, сбор, разбор./

- Ваще не надо. Можно читать на 3-ем курсе и то для общего образования.

///Гидрокостюмы, их виды/

- отдельно не надо, надо упоминать в контексте. Например в свойствах воды. Теплопроводность в 100500 раз выше чем у воздуха, по этому надо гидрик. Какой именно пофиг - соберутся покупать - спросят.

///Грузовая система, грузовой пояс, подбор грузов.

- только упомянуть в разговоре о плавучести.

/// 9) 1 Дек Принцип парности/знаки под водой/правила безопасного погружения и всплытия. Организация погружений (общие принципы, порядок одевания/раздевания, способы захода в воду).

- не надо! Это на 2-Ом году, а про организацию погружений вообще на 3-ем!

/// 10) 8 Дек стресс, паника, усталось. (суть, причины, проявления, взаимосвязь, помощь, профилактика, панический круг)
Отрицательные эмоции (тревога, страх, паника). Контроль над отрицательными эмоциями. Освобождение от захвата паникующего человека.
Аварийные ситуации под водой (причины, преодоление). Первая помощь утопающему.

- это на 3-ем году. Про это даже стажерам можно только вскользь упомянуть.

/// 11) 15 Дек – промежуточная аттестация (тест)

- зачем? Хочется что-бы это не было проверкой знаний а напоминалка. Типа пробежимся по всем темам, зарабатывает балы и тп.


/// 12) 22 Дек – новый год

- поддерживаю! Пусть приходит!

/// 13) 2 Фев Океанология (течения, волны, приливы, отливы, термоклин, ветра, животные, опасности).

- приливы-отливы по моим правкам уже рассказали, опасные животные это необьемная тема. Выбери акул и разбирайся с ними, но лучше, чтоб они разбирались и готовились и рассказывали.

///Тема для разогрева после длительного перерыва.

- супер

/// 14) 9 Фев
газовая смесь-воздух (состав, процентное содержание) +
газы: Кислород, азот, углекислый газ, угарный газ (сколько его в смеси, характеристика, св-ва и функции). Примеры, решение задачек.

- на 2-ой год. Сейчас важны движения масс, ураганы, пассаты, трамонтаны. Про газы можешь читать, если ты уверен, что ты можешь ну просто мегаинтересно провести занятие (я не могу, например).


/// 15) 16 Фев
газовый закон Бойля - Мариотта. (суть, пример, вариации (Шарль+Т), применение, формула) +
з-н Дальтона (суть, пример, применение, формула) +
з-н Генри (суть, пример, применение, градиент)
Придумать ко всем трем ассоциативный ряд для более простого запоминания.

- в топку до 2-ого года!

///16) 23 Фев
кислород и его влияние на организм дайвера (гипоксия/гипероксия: суть, различия, причины, признаки, симптомы, профилактика, факторы способствующие проявлению, помощь). Парциальное давление.

- только не так как в учебнике овд! Можно при желании, но сильно расширенно: надо рассказать про горняшку, про метро и зож. Как и что о2 в теле делает. Симптомы кислородного отравления - это тоска! CONVENTED - взрыв мозга первогодки! Можно читать отдельно тем, кто поедет в Египет и будет нырять на найтроксе. Остальным еще пару лет это знать не надо!

/// 17) 2 Мар ДКБ (суть, причины, симптомы/признаки, последствия, факторы способствующие появлению ДКБ, первая помощь, профилактика)

- тем, кто едет в Египет, можно, хотя, те, кто едут в Египет должны полностью врубиться в овд теорию - пусть книжку читают. Всем эту тему вообще не надо рассказывать, но если очень хочешь, то точно без симптомов и прочей академичности. Расскажи как страдали наши метростроевцы в 30-х годах, про французских кисонщиков. Про дайвинг разумно сказать, что для того, что бы не получить ДКБ надо пройти полноценное обучение.

///18) 9 Мар Азот и наркоз (суть, причины, признаки, симптомы, профилактика, факторы способствующие проявлению, помощь)

- уже в теме ошибка! И это строгая и серьезная ошибка! Нельзя говорить про азотный наркоз отдельно от наркотического воздействия других газов. Заменив азот на кислород у себя в баллоне ты не снизишь эффект опьянения, потому, что наркотичность кислорода не уступает азоту.

///19) 16 Март Углекислый газ (гипокапния/гиперкапния: суть, причины, признаки, симптомы, профилактика, факторы способствующие проявлению, помощь) +
угарный газ (суть, причины, признаки, симптомы, профилактика, факторы способствующие проявлению, помощь)

- эти все сложности на 2-ой год!

///20) 23 Март
баротравма Легких (суть, виды, степени, причины, симптомы/признаки, помощь, профилактика)

- это разумно включить в занятие посвященное воздуху!

/// 21) 30 Март
Баротравма среднего уха (суть, причины, признаки, помощь, профилактика, методы продува)
Баротравма пазух (виды, причины, симптомы/признаки, помощь, профилактика)

- Это надо в начале года - заныривать на дно они же сразу начнут!

/// 22) 6 Апрель
Обжим/Обжатие (суть, различие, причины, признаки, профилактика)

- в топку до 2-ого года

/// 23) 13 Апрель
Утопление (виды, суть, причины, проявления, помощь, профилактика, отличия). Реанимация +практика с максимкой.

- у нас в прошлом году хорошо вышло это занятие. Мы выдали немного сухой теории, порассуждали и посмеялись как и где лучше утонуть, а потом сгустили краски и перевели все в русло того, что это все весело на таких курсах, но на самом деле люди тонут пачками и делают это совсем не так, как мы думаем и знаем из фильмов. Показали тонущую девочку на глазах у ни о чем не подозревающих родителей. Разобрали признаки тонущего человека.


/// 24) 20 Апрель
туризм: компас может ещё что-то
одновременно “подготовка” к майскому походу

- отлично! Мы с Како и Пухом гоняли всех по азимутам вокруг МГУ